Европейская комиссия 17 ноября должна опубликовать проект новой редакции положения Waste Shipment Regulation (WSR), регулирующего торговлю черным и цветным металлоломом. Основные положения этого документа пока не известны, но Platts и Argus, ссылаясь на внутренние источники, отмечают, что новые правила будут подразумевать ограничение внешних поставок лома.
Менее вероятным вариантом считается введение полного запрета на экспорт этого сырья из ЕС с целью улучшения снабжения регионального рынка. Европейские металлургические компании в настоящее время не в состоянии использовать все имеющиеся в регионе ресурсы.
Сбор лома в ЕС-28 (включая Великобританию) оценивается, согласно статистике Bureau of International Recycling (BIR) и European Recycling Industries Confederation (EuRIC), примерно в 110 млн. т в год. В 2020 г. из ЕС-27 (без Великобритании) было экспортировано в другие страны 16,3 млн. т лома, а в первой половине 2021 г. – 11,24 млн. т, на 49,3% больше, чем в тот же период годом ранее.
Правда, аналитики Argus насчитывают в странах ЕС порядка 23 млн. т в год неиспользуемых мощностей мини-заводов, но они находятся, в основном, в ломодефицитных странах наподобие Испании и Греции, а использовать металлолом, собираемый в Германии либо Бенилюксе, им невыгодно из-за высоких транспортных затрат.
Кроме того, европейские металлурги обычно используют высококачественные сорта лома, а большая часть экспорта приходится на HMS № 1&2, поэтому данные рынки мало пересекаются. При этом предварительная подготовка лома приведет к росту затрат региональных производителей.
По мнению Argus, вполне вероятно, что Еврокомиссия запретит экспорт черного и цветного лома в страны, не входящие в ОЭСР, где стандарты по обращению с промышленными отходами менее жесткие, чем европейские. Это не затронет Турцию, но может коснуться некоторых азиатских стран. Argus оценивает возможное сокращение поставок в 1,9 млн. т в год.
Такие объемы могут быть покрыты посредством перераспределения поставок. Однако любые ограничения, введенные Еврокомиссией, могут привести к снижению цены на металлолом в Евросоюзе и их повышению на мировом рынке.